Цикл встреч «Культура. Экономика. Духовность».
Интеграционные процессы, происходящие на Евразийском пространстве, создают благоприятные условия для развития различных секторов экономики. Не менее важным становится развитие экономических связей в сфере науки, образования и культуры. В рамках создаваемого Комитета по Международному гуманитарному сотрудничеству ЕОЭС профильного Совета ЕОЭС проводится цикл встреч по теме: «Культура. Экономика. Духовность».

Президент Международного Благотворительного Аукционного Дома, член Комитета по Международному гуманитарному сотрудничеству ЕОЭС Виктор Трегубов выступил с лекцией «Арт-рынок России и его дальнейшие пути развития».

Годовой оборот мирового рынка искусств, по оценкам экспертов, составляет на сегодня около 500 миллиардов долларов. В рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговля картинами стоит на третьем месте после оружия и бриллиантов. При этом вложения финансовых средств в произведения искусства считаются наиболее стабильными и прибыльными.

Аукционные продажи произведений искусств составляют примерно половину арт-рынка. Кроме того, определенную долю рынка занимают частные продажи. С учетом объема продаж ведущую роль на мировом арт-рынке в целом играют три страны: США, Великобритания и Китай.
Арт-рынок – одна из самых сложных и тонко организованных составляющих рыночного механизма. Для предмета изобразительного искусства невозможно наличие постоянной фундаментальной цены. Цена спроса колеблется между максимальным и минимальным значениями. Но по сравнению с другими дорогими товарами уникальность предметов искусства состоит в том, что наряду с их культурной, исторической, социально-психологической и художественной ценностью они обладают почти неограниченными возможностями в области текущей финансовой оценки.

Преимущества арт-рынка сводятся к следующему: высокая ликвидность предметов этого рынка; высокая степень доходности; рост капитала, не облагается налогом; фиксированная цена произведения, признаваемая во всех регионах мира и не зависящая от политической конъюнктуры; предметы искусства, используемые как средство конвертации, оценки, платежа и в качестве оборотных средств; вложения в этот сектор рынка придают респектабельность капиталу и повышают престиж инвестора. В отличие от ценных бумаг и самих денег произведение искусства – при условии своей подтвержденной подлинности – не требует какого-либо дополнительного обеспечения золотом или другими гарантиями.

Мировой арт-рынок заинтересован в создании, помимо существующих в Лондоне и Нью-Йорке, новых капиталоемких брендов на территории Большой Евразии. В интересах развития мирового рынка искусств работают отдельные профессионалы, различные профессиональные сообщества, организации (в первую очередь, инвестиционные фонды), галерейные, дилерские, коллекционерские и в определенном смысле даже музейные сообщества.

Доля продаж русского искусства очень невелика. Наибольшей популярностью традиционно пользуется русский авангард начала ХХ века и картины русских художников XIX века.

Высокие котировки произведений русских авторов периода XVIII–XIX веков и начала XX века – это заслуга ведущих западных аукционов и крупных галерей.
Вопросы о выгодных инвестициях в предметы искусства обсуждались на очередной лекции-диспуте: «Арт-рынок России и пути его дальнейшего развития», прошедшей в пресс-центре ЕОЭС 21 июля. Искусствоведы, арт-дилеры, профессионалы и практики антикварного рынка заострили внимание на определении стоимости произведений антиквариата, формировании арт-рынка и преимуществах инвестиций в предметы искусства.

Ориентируясь на внутренние продажи, закрытые сделки и результаты мировых аукционных домов, эксперты в области антикварного рынка поделились знаниями о текущей ситуации на антикварном рынке.

В заключении мероприятия участники отметили, что рынок формируют не искусствоведы, а арт-дилеры. Также отметили, что для решения проблем, связанных с формированием евразийского арт-рынка, необходимо развивать такое направление, как арт-банкинг – оказание услуг по инвестициям в предметы искусства.