Арт-рынок – одна из самых сложных и тонко организованных составляющих рыночного механизма. Для предмета изобразительного искусства невозможно наличие постоянной фундаментальной цены. Цена спроса колеблется между максимальным и минимальным значениями. Но по сравнению с другими дорогими товарами уникальность предметов искусства состоит в том, что наряду с их культурной, исторической, социально-психологической и художественной ценностью они обладают почти неограниченными возможностями в области текущей финансовой оценки.
Преимущества арт-рынка сводятся к следующему: высокая ликвидность предметов этого рынка; высокая степень доходности; рост капитала, не облагается налогом; фиксированная цена произведения, признаваемая во всех регионах мира и не зависящая от политической конъюнктуры; предметы искусства, используемые как средство конвертации, оценки, платежа и в качестве оборотных средств; вложения в этот сектор рынка придают респектабельность капиталу и повышают престиж инвестора. В отличие от ценных бумаг и самих денег произведение искусства – при условии своей подтвержденной подлинности – не требует какого-либо дополнительного обеспечения золотом или другими гарантиями.
Мировой арт-рынок заинтересован в создании, помимо существующих в Лондоне и Нью-Йорке, новых капиталоемких брендов на территории Большой Евразии. В интересах развития мирового рынка искусств работают отдельные профессионалы, различные профессиональные сообщества, организации (в первую очередь, инвестиционные фонды), галерейные, дилерские, коллекционерские и в определенном смысле даже музейные сообщества.
Доля продаж русского искусства очень невелика. Наибольшей популярностью традиционно пользуется русский авангард начала ХХ века и картины русских художников XIX века.
Высокие котировки произведений русских авторов периода XVIII–XIX веков и начала XX века – это заслуга ведущих западных аукционов и крупных галерей.